Педагог – психолог
Краснова Светлана Владимировна, высшая категория, Почетный работник общего образования.
Социальный педагог
Дроганова Алевтина Васильевна, соответствие занимаемой должности, награждена Почетной грамотой Губернатора Саратовской области
Коваленко Юлия Александровна,соответствие занимаемой должности
По данным Всемирной организации здравоохранения основным условием нормального развития ребенка является его здоровая нервная система, спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, педагогами и другими специалистами образовательного учреждения, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, поддерживают комфортную психологическую атмосферу и выполнение режимных и дисциплинарных моментов, создают условия для реализации задатков и способностей ребенка. Особое значение придается созданию в учреждении особой духовно-нравственной атмосферы, утверждение ее стандартов как социального института, оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами образовательно–воспитательного процесса – детьми, педагогами и родителями.
Основная цель деятельности социально – психологической деятельности образовательного учреждения (далее Службы) – обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.
Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, специалисты Службы должны определять социально – психологические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.
Задачи :
1. Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства.
2. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.
3. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
4. Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
5. Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.
7. Психологическое обеспечение эффективности усвоения учащимися образовательных программ и психолого–педагогическая поддержка вариативных форм школьного обучения и досуга.
Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:
Начальная школа:
– Определение готовности к обучению в школе;
– Обеспечение адаптации к школе;
– Развитие познавательной и учебной мотивации;
– Развитие самостоятельности и самореализации;
– Поддержка в формировании желания и «умения учиться».
– Развитие творческих способностей.
Основная школа:
– Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения.
– Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования.
– Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
– Формирование жизненных навыков.
– Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
– Профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа:
– Помощь в профильной ориентации.
– Развитие исполнительной компетенции.
– Поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни).
– Профилактика девиантного поведения, табакокурения, наркозависимости.
Основные виды деятельности специалистов социально–психолого-педагогической службы школы:
– профилактика;
– диагностика;
– консультирование;
– развивающая работа;
– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.
Состав социально–психологической службы образовательного учреждения: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, педагог–психолог, социальные педагоги, медицинская сестра.
Система работы социально- психолого- педагогической службы с родителями.
Родительское собрание.
Посещение семей.
Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.
Консультация
Просвещение
Система работы социально- психолого- педагогической службы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
- 1. Диагностическая деятельность.
- выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
- изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
- наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
- определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
- проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
- определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
- выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
- изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
- изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
- определение мотивов поведения и общения;
- учет состояния здоровья ребенка;
- наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
- 2. Индивидуально-коррекционная работа.
- индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
- изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
- ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 5-го класса для дальнейшей последовательной работы;
- индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
- создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);
- вовлечение учащихся в активную общественную работу;
- ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
- проведение тренингов общения;
- проведение тренингов психологической разгрузки;
- привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
- индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
- 3.Работа с семьей.
- изучение социального положения ребенка в семье;
- выступление учителей на родительских собраниях;
- посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
- встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
- индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
- совместная профилактическая работа школы с родительскими комитетами классов: рейды «Подросток», «Семья» и др.;
- вовлечение в работу с семьей родительских комитетов классов, школы, Совета по профилактике правонарушений и преступлений, Совета по питанию, Совета по охране материнства и детства;
- оказание материальной поддержки неблагополучным семьям (акции «Милосердие», оказание материальной помощи, выделение бесплатного питания ученикам, обеспечение бесплатным пользованием школьными учебниками, взаимодействие с Фондом гуманитарной помощи и др.);
- привлечение родителей к проведению родительских
собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях; - проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
- привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);
- организация работы Совета отцов;
- приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;
- оперативное решение вопроса о лишении родительских прав (изоляция ребенка от вредного влияния родителей).
- 4. Межведомственное взаимодействие с органами профилактики.
- сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
- сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних района;
- сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
- сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов;
- сотрудничество с районной подростковой биржей занятости;
- сотрудничество с городским Центром детского творчества.
5.Информационная, организационно-методическая деятельность.
- проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
- взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
- составление психолого-педагогической характеристики учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, ПДН и КДН иЗП;
- разработка материалов в помощь классному руководителю;
- составление психолого-педагогической характеристики класса;
- организация выставок литературы, плакатов.
6.Правовое просвещение учащихся.
- изучение и обсуждение Устава школы «Правил для учащихся»; изучение УК и ГК РФ об ответственности несовершеннолетних;
- организация встреч с работниками ГИБДД, ОВД, ПДН;
- проведение месячника правовых знаний;
- проведение тематических кинолекториев;
- проведение диспутов, конференций.