[ A+ ] /[ A- ]

Педагог – психолог

Краснова Светлана Владимировна, высшая категория, Почетный работник общего образования.

Социальный педагог

Дроганова Алевтина Васильевна, соответствие занимаемой должности,  награждена Почетной грамотой Губернатора Саратовской области

Коваленко Юлия Александровна,соответствие занимаемой должности

 

   http://co324.mskzapad.ru/images/cms/data/images/psycho/spp2.jpg  По данным Всемирной организации здравоохранения основным условием нормального развития ребенка является его здоровая нервная система, спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, педагогами и другими специалистами образовательного учреждения, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, поддерживают комфортную психологическую атмосферу и выполнение режимных и дисциплинарных моментов, создают условия для реализации задатков и способностей ребенка. Особое значение придается созданию в учреждении особой духовно-нравственной атмосферы, утверждение ее стандартов как социального института, оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами образовательно–воспитательного процесса – детьми, педагогами и родителями.

Основная цель деятельности социально – психологической деятельности образовательного учреждения (далее Службы) – обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.

Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, специалисты Службы должны определять социально – психологические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.

Задачи :

1. Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства.

2. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.

3. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

4. Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

5. Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.

7. Психологическое обеспечение эффективности усвоения учащимися образовательных программ и психолого–педагогическая поддержка вариативных форм школьного обучения и досуга.

Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:

Начальная школа:

– Определение готовности к обучению в школе;

– Обеспечение адаптации к школе;

– Развитие познавательной и учебной мотивации;

– Развитие самостоятельности и самореализации;

– Поддержка в формировании желания и «умения учиться».

– Развитие творческих способностей.

Основная школа:

– Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения.

– Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования.

– Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

– Формирование жизненных навыков.

– Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

– Профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа:

– Помощь в профильной ориентации.

– Развитие исполнительной компетенции.

– Поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни).

– Профилактика девиантного поведения, табакокурения, наркозависимости.

Основные виды деятельности специалистов социально–психолого-педагогической службы школы:

– профилактика;

– диагностика;

– консультирование;

– развивающая работа;

– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.

Состав социально–психологической службы образовательного учреждения: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, педагог–психолог, социальные педагоги, медицинская сестра.

Система работы социально- психолого- педагогической службы с родителями.

Родительское собрание.

Посещение семей.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. 

Консультация 

Просвещение

Система работы социально- психолого- педагогической службы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

  • 1. Диагностическая деятельность.
  • выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
  • изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
  • наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
  • определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
  • проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
  • определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
  • выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
  • изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
  • изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
  • определение мотивов поведения и общения;
  • учет состояния здоровья ребенка;
  • наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
  • 2. Индивидуально-коррекционная работа.
  • индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
  • изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
  • ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 5-го класса для дальнейшей последовательной работы;
  • индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
  • создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);
  • вовлечение учащихся в активную общественную работу;
  • ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
  • проведение тренингов общения;
  • проведение тренингов психологической разгрузки;
  • привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
  • индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
  • 3.Работа с семьей.
  • изучение социального положения ребенка в семье;
  • выступление учителей на родительских собраниях;
  • посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
  • встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
  • индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
  • совместная профилактическая работа школы с родительскими комитетами классов: рейды «Подросток», «Семья» и др.;
  • вовлечение в работу с семьей родительских комитетов классов, школы, Совета по профилактике правонарушений и преступлений, Совета по питанию, Совета по охране материнства и детства;
  • оказание материальной поддержки неблагополучным семьям (акции «Милосердие», оказание материальной помощи, выделение бесплатного питания ученикам, обеспечение бесплатным пользованием школьными учебниками, взаимодействие с Фондом гуманитарной помощи и др.);
  • привлечение родителей к проведению родительских
    собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
  • проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
  • привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);
  • организация работы Совета отцов;
  • приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;
  • оперативное решение вопроса о лишении родительских прав (изоляция ребенка от вредного влияния родителей). 
  • 4. Межведомственное взаимодействие с органами профилактики.
  • сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
  • сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних района;
  • сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
  • сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов;
  • сотрудничество с районной подростковой биржей занятости;
  • сотрудничество с городским Центром детского творчества.

5.Информационная, организационно-методическая деятельность.

  • проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
  • взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
  • составление психолого-педагогической характеристики учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, ПДН и КДН иЗП;
  • разработка материалов в помощь классному руководителю;
  • составление психолого-педагогической характеристики класса;
  • организация выставок литературы, плакатов.

6.Правовое просвещение учащихся.

  • изучение и обсуждение Устава школы «Правил для учащихся»; изучение УК и ГК РФ об ответственности несовершеннолетних;
  • организация встреч с работниками ГИБДД, ОВД, ПДН;
  • проведение месячника правовых знаний;
  • проведение тематических кинолекториев;
  • проведение диспутов, конференций.